Жестокость и женоненавистничество в Grand Theft Auto
- Подробности
- Категория: Новости
- Создано 06.10.2013 07:30
- Опубликовано 06.10.2013 07:30
- Автор: Administrator
Неделька у меня не задалась. В понедельник я сожгла свою книгу «Голодные игры», потому что она про то, как дети убивают друг друга в реалити-шоу. И наконец, я выбросила в окно телевизор из-за сериала «Во все тяжкие». Уолтер Уайт – торгующий наркотиками псих, а зрители ещё и любят его за это.
Ну ладно, я ничего такого не делала, это было бы абсурдно. Если бы все так резко отвергали любое в каком-то роде «проблемное» произведение, в шкафах не осталось бы ни одного скелета. Так почему же многие мои знакомые шокированы тем, что я играю в Grand Theft Auto будучи женщиной и (шёпотом) феминисткой?
Серия GTA определённо недружелюбна к женщинам. За 16 лет в её размашистых сценариях и высокооктановом геймплее так и не нашлось места для главного персонажа женского пола. И в недавно вышедшей пятой части женщин снова вытеснили на обочину.
Вы можете спасти одну во время поломки машины, наблюдать за другой во время секса с бойфрендом и конечно, здесь не обошлось без обязательных походов в стрип-клуб с дождями из банкнот. Здесь нет героинь, которыми можно восхищаться, которым можно сопереживать, не в кого даже влюбиться. В прошлой игре было то же самое: женщины существовали лишь для того, чтобы либо раздражать вас, либо продавать вам секс – за твёрдую валюту или за вычурные свидания. Женщины в GTA – это красивый фон.
Учитывая всё это (а так же, что в игре можно снять проститутку, а потом убить её и вернуть свои деньги), шокированные реакции, наверное, не должны меня удивлять. Однажды меня спросили: «Вас, как женщину, беспокоит то, что GTA – довольно мерзкая игра?»
Да, она мерзкая, но я бы не сказала, что меня это беспокоит. Скорее, надоедает и раздражает то, что новому поколению юных игроков не предлагают ничего более интересного. Медиасреда повзрослела, и GTA теперь выглядит многотонным гигантом, который будет пробиваться скорее вниз, чем вверх. Думаю, поэтому её проблематичные элементы так раздражают – не потому что мне «обидно», а потому что игра скатывается в самоповторы. Я не «обижаюсь» из-за невозможности поиграть за женщину, я разочарована отсутствием новых возможностей.
И это чувство относится не только к играм. Мои мысли во время игры в новую Grand Theft Auto совпадали с мыслями о романах Мартина Эмиса. Я восхищаюсь блестящим исполнением и воображением авторов, но я никогда не полюблю эти миры и не захочу вернуться к ним после того, как завершится история. Ни в Лондонских Полях, ни в Лос-Сантосе для меня нет места; я могу посещать их, но никогда не буду чувствовать себя, как дома.
Что отличает игры от книг или фильмов – изворотливая сексуальная политика и бессмысленное насилие в одной конкретно взятой из них становятся палкой, которой колотят всех без разбора. Отчасти, это отголосок старого мышления «игры – для детей», хотя средний возраст игроков равен 30 годам. Ещё есть разговоры о том, что в них играет только узкая ниша помешанных – и это, когда GTA V собирает невероятные миллиард в первые дни продаж. И наконец, тема насилия. Игры превратились в козла отпущения, на которого сразу сваливают вину, если совершившему ужасное преступление доводилось в них играть, несмотря на отсутствие каких-либо доказанных причинных связей.
Формируется неприятная обратная связь: геймеры, зажатые между насмешливыми издёвками и моральными нравоучениями, стали гиперчувствительны к критике. На наши плечи взваливается гора формой с заголовок очередного таблоида. И эта гора мешает правильно выразить мысль о том, что медиасреда всё равно является волнующей, захватывающей и инновационной, хоть некоторые её представители и могут быть пронизанными стереотипами.
По последним двум пунктам Grand Theft Auto однозначно признаётся виновной. Критик и писатель Том Бисселл (Tom Bissell) описал еврея-адвоката из Vice City как «антисемитскую пародию на антисемитскую пародию», а в новой части у дочери одного из главных героев есть тату с надписью «шалава», и в одной из миссий вы помогаете папарацци запечатлеть вагину восходящей звезды.
Этого мне вполне достаточно для удручённых вздохов, но я не сдаюсь. Моя личная планка пролегает там, где бездумно используется изнасилование – неважно, применяется ли оно в качестве «закалки характера» главной героини (но не героев, почему-то) или в качестве «резкой» версии сексуальной сцены. В преддверии релиза GTA V было популярным одно из будоражащих форумных сообщений. Оно гласило: «Я хочу, чтобы можно было похитить женщину, взять её в заложники, запереть в подвале и насиловать каждый день, слушая стоны и глядя на её слёзы».
Игра, где такое будет возможно – неважно, по сюжету или в качестве крупицы в огромной песочнице – однозначно пройдёт мимо меня. И что же я теперь, лицемерка, раз сбиваю виртуальных пешеходов без угрызений совести? Не думаю. Как правило, в играх ставится цель победить противника прежде, чем он победит вас. Всё зависит от вашей реакции, скорости и умения быстро принимать решения, и за основу берутся принципы справедливости – или некоторый перевес в сторону игрока. Это не аналогично изнасилованию, где расклад сил совершенно не равномерен. Если вам угрожают изнасилованием, вы не можете ответить тем же.
По определённым причинам в GTA мне неприятна сцена с пыткой, когда с помощью плоскогубцев добываешь информацию и зубы. Наслаждаться жестокостью, когда игра ведётся «нечестно» – не то же самое, что оказаться быстрее вооружённого врага.
Многие игроки не обрадуются, но и не станут отрицать тот факт, что игровая среда стала достаточно зрелой для серьёзного взгляда на неё. Когда Кэролин Пети (Carolyn Petit) из GameSpot назвала GTA V «расчётливо неоднозначной и абсолютно женоненавистнической», статья собрала более 20000 комментариев, большинство из которых были откровенно злобными, например: «GameSpot не нужно было доверять женщине писать про GTA V… их мнение бессмысленно».
Впрочем, Пети в целом отнеслась к игре очень хорошо, поставив 9 из 10, и она рассказывала, что GTA – одна из её любимых серий.
«Мне намного больше нравятся игры, которые задевают меня подобной проблематикой, чем игры, которые вообще никого никак не задевают», – говорит она. – «Если авторы действительно хотят выпустить игру, где проповедуется женоненавистничество, они вольны это делать, а мы вольны критически обсуждать их работу».
Она права: нужно серьёзнее подходить к обсуждению таких вопросов. Не нужно обзывать игровое насилие симптомом нашего морального разложения, нужно изучать, как именно преподносится это насилие и какова его роль в мире игры. То же самое касается и отношения к женщинам.
Итак, да – Grand Theft Auto можно назвать оскорбительной. Создатели осознанно сделали её такой, ведь общественный резонанс успешно продаётся. Да – она «проблематичная» в расовом, половом и сексуальном отношении. И да – при этом она представляет собой выдающееся достижение в техническом и художественном плане. Иными словами, она стала важной вехой, такой же, что есть в любой творческой области. И поклонникам, и противникам пора перестать относиться к ней иначе.